История офиса
Само слово офис происходит от латинского "Officium" (услуги; чувство долга; вежливость; церемония) и его эквивалентов в романской группе языков.
Офисы древнего мира были частью дворцового комплекса или большого храма, где хранились рукописные свитки и протекало административное делопроизводство. Английская форма слова офис впервые появилась в письменном источнике в 1365 году, как обозначение места где ведутся дела. Это были знаменитые "Кентерберийские рассказы" Джеффри Чосера.
В 15 веке купцы стали использовать для своего бизнеса отдельно стоящие здания, где обязательно были розничные склады и кабинеты, в которых заключались сделки.
Во времена промышленной революции, вместе со стремительным развитием железнодорожного, банковского, страхового дела, требовалось всё большее количество клерков для обработки заказов, ведения бухгалтерского учёта и систематизации документов. Рост цены на городскую землю и изобретённый Отисом безопасный вариант лифта способствовали появлению офисов-небоскрёбов.
В 1906 году компания Sears, Roebuck & Co., специализирующаяся на рассылке товаров по почте, открыла свою штаб-квартиру в Чикаго. Площадь служебных помещений превышала 280 000 квадратных метров. В то время это было самое большое здание в мире.
Типы планировки помещений
Традиционный офис
В традиционной планировке кабинеты ограничены от остального пространства с помощью стен и дверей. Качество мебели и расчёт площади на одного служащего довольно красноречиво свидетельствуют о месте хозяина кабинета в служебной иерархии компании. Вспомогательный персонал часто довольствуется обыкновенными столами в общем (без перегородок) помещении.
Высшие должностные лица, как правило, предпочитают угловые полно-размерные офисы с несколькими окнами, повышенным комфортом и уровнем конфиденциальности.
Кабины
Многие современные компании с большим количеством руководителей среднего звена выбирают офисы разделённые на отдельные кабины.. Такие кабины-ячейки чаще всего оснащены персональным письменным столом с компьютером и собственной телефонной линией. Остальная офисная техника (принтеры, копиры и т.д.) находится в общем пользовании в отдельном помещении.
Перегородки, разделяющие ячейки, могут не доходить до потолка. Иногда в такой кабине могут работать 2-3 человека.
Офисы с открытой планировкой
В творческих коллективах (например - в проектных организациях) часто используют большие открытые пространства для облегчения коммуникации между сотрудниками. При этом все компьютеры и телефоны могут находиться в общем пользовании. Конференц-залы для проведения совещаний расположены вдоль наружных стен.
"Горячий стол" или "Инкубатор"
Это явление возникло в конце 20-го века. По договорённости, или по специальному графику служащие могут использовать одно и тоже помещение или стол с компьютером в разное время суток, или в определённые дни недели. Всё остальное время они работают на дому или в других представительствах компании.
Такой подход позволяет использовать ограниченное пространство офиса для максимально большого количества персонала.
Офисы с краткосрочной арендой
В последнее время получили распространения офисы со сроком аренды от одних суток до нескольких месяцев.Такая форма вполне приемлема для малого бизнеса, когда успех зависит от мобильности сотрудников. Кроме того, краткосрочная аренда позволяет существенно сократить расходы. Необходимые дополнения для данной разновидности офисов - Интернет и система голосовой почты с авто-ответчиком.
Классификация офисов
На практике офисные помещения классифицируются по четырём категориям: A, B, C, D.
Критериями для присвоения той или иной категории служат следующие признаки:
- Локация относительно центра города
- Характеристики здания и год постройки
- Количество и качество грузовых и пассажирских лифтов
- Системы подачи воды, водоотвода, вентиляции и кондиционирования воздуха
- Наличие или отсутствие профессиональной охраны
- Охраняемая парковка
- Видеонаблюдение
- Качество отделочных материалов
- Система администрирования зданием
Однако такой подход не всегда справедлив. Например некоторые офисы в современных бизнес-центрах лишаются высокой категории из-за удалённости от географического и делового центра города. На мой взгляд - это скорее преимущество, чем недостаток. В часы пик (утром и вечером) персонал офисов, находящихся на окраине, получает возможность более комфортно добраться до рабочего места как на общественном, так и на персональном транспорте. Направление движения позволяет избежать переполненных автобусов и многокилометровых пробок.